«УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГРУППЫ»
ООО Инновационно-консалтинговая компания «ГЕО»

Офис в г. Уфа:
450001, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Бессонова, 2Б,
тел/факс: 8 (347) 223-84-05
сот.тел.: 8-9374729570
e-mail: cons@russian-cost.ru
сайт: www.russian-cost.ru



тел/факс: (347) 223-84-05, сот.тел.: 8-937-4729570
Публикации :: Функционирование системы трансфертного окна с виртуальным центром финансовой ответственности в системе управления предприятием «Russian-cost»
Основные концептуальные схемы   системы управления предприятием «Russian-cost» (в дальнейшем по тексту  -  R – C)  // Экономический анализ: теория и практика управления. – 2004. - № 1 (16)  с момента  их первой публикации непрерывно развивались   и совершенствовались // Экономический анализ: теория и практика управления. – 2004. - № 14 (29).  Происходило это  вследствие практического  их  применения ее на разных типах производств, организационно-правовых форм бизнеса, изменений  требований к поставляемой с ее помощью учетной и  аналитической информации.

Основным направлением ее развития стала дальнейшая детализация креста приведенного на базовой схеме системы управления R - C. Этот крест  представляет собой (графически)  стыковой информационно-управленческий узел двух основных блоков системы  управленческого и финансового. Фактически  это обозначает степень их взаимопроникновения  в разрезе поставленных перед системой  задач по управлению  выделенных  в ее рамках центров финансовой ответственности.

Реализация этой задачи осуществляется выделением  из всех ресурсных потоков  предприятия, в том числе финансового и товарного их частей, касающихся непосредственно анализируемого центра   на предмет его самодостаточности и эффективности.   При этом  в  финансовом балансе предприятия  учитывается их  влияние друг на друга и соответственно отражается эффективность работы предприятия  как целостной системы. 

Идеальным вариантом решения этой задачи явилось бы то, что центры имели возможность централизованно управляться притом,  что они  могут   одинаково эффективно функционировать как в составе единой производственной площадки, так и на  территориальном удалении друг от друга. Возможно, что решение этой задачи является эталоном для функционирующей на предприятии, либо группе предприятий системы управления. 

На мой взгляд,  дробление предприятия на юридические лица, отдельные самостоятельные предприятия в рамках единого технологического процесса,  либо бизнеса  свидетельствует в первую очередь о том, что менеджеры не могут организовать действенную  систему управления, добиться  эффективного управления подразделениями, процессами в рамках единого юридического лица.     
      
Понятно, что  на размеры предприятия реально  управляемого из одного центра влияют множество факторов.  В рамках настоящей статьи не ставится задача по поиску путей  решения этой проблемы.  Речь идет о возможности использования предложенной управленческой системы  для  структурной организации бизнеса по принципу достижения максимальной управленческой эффективности.  Размеры же бизнеса, возможности использования системы управления в целом по предприятию (особенно холдингового типа), либо в отдельных  его частях могут определяться исключительно собственниками на основании существующей  у них управленческой идеологии, иных  специфических условий.

Система трансфертного окна с виртуальным центром финансовой ответственности позволит шире использовать систему управления R – C  в компаниях холдингового типа.   Кроме того, трансфертное окно  дает развитие самостоятельному использованию финансового блока системы управления  в качестве финансового инструмента для любых компаний, либо группы компаний, имеющих желание сотрудничать в рамках общего для всех проекта,  в том числе инновационного. 

В этом смысле финансовый блок системы  управления с трансфертным окном и виртуальным центром финансовой ответственности может  использоваться  для управленческого учета в простых товариществах,   поскольку в отличие от правил  бухгалтерского учета, прописанных для них достаточно детально, предложений по   управленческому учету явно недостаточно. 

С учетом вышеизложенного  в  предложенный первоначально  финансовый баланс  необходимо внести некоторые существенные изменения. С их учетом  он приобретает вид,  приведенный в таблицах  1, 2, 3.   Приведение одного типа документов по трем  периодам обуславливается необходимостью отслеживания   динамических изменений денежного потока.

Основные блоки поступления и расходования денежных средств финансового баланса остаются (концептуально)  в неизменном виде.  Значительные изменения претерпевает раздел 4, поскольку как отмечалось,  эти данные в развитие первоначально предложенной системы трансформировались  в самостоятельные аналитические подсистемы по финансовому управлению сбытом продукции  и учету авансовых платежей при децентрализации штабных полномочий по центрам финансовой ответственности // Экономический анализ: теория и практика управления. – 2005. - № 5 (36).     Аперене5 2004 5(20)

Собственно трансфертное окно разработано  в развитие раздела 3  с учетом дополнительных возможностей предоставленных отмеченными подсистемами  и представляет собой таблицу, которая демонстрирует аналитику перемещения денежных средств между центрами учета единого юридического лица.  

Согласно условиям,  функционирования трансфертного окна оно «закрывается и открывается» один раз  в месяц и в течение этого периода осуществляются виртуальные переводы (трансферы) денежных средств между центрами.  Основным показателем (учетной единицой)  трансфертного окна является разница между входящим и исходящим денежным потоком  каждого  центра финансовой ответственности независимо от его типа.

Происходит виртуальная идентификация выделенных  в учете  предприятия или группы предприятий центров учета по их остаткам денежных средств фактически находящихся на «общем», либо учетном расчетном счете. В предложенном варианте финансового баланса приведенного в таблицах 1, 2, 3  управляющий этим счетом обозначен реально несуществующий центр – Центральное казначейство (Ц. Казначейство).  Необходимо заметить, что конкретное отнесение  денежного потока по центрам зависит исключительно от целей управленческого учета принятого на предприятии или группе предприятий.  Виртуальный центр финансовой ответственности позволяет  получить  в «чистом виде»  и в дальнейшем сопоставить   денежные потоки всех центров,  оказывающих влияние на финансовую деятельность предприятия.

В качестве альтернативы виртуальному центру можно предложить вариант при котором  управляющим общим счетом станет реально существующий центр затрат  – Заводоуправление  (ЗУ). В этих целях имеет смысл выделить из состава  ЗУ другие центры затрат, например, отдел главного энергетика, механика, отдельные отделы и так далее. В составе холдинговой компании  возможности  использования виртуального центра еще шире, поскольку  появляется  управляющая компания, которая  и по своим структурно-организационным функциям, и  по существу  будет являться центральным казначейством.

При использовании системы трансфертного окна появляется необходимость внесения изменений не только к ранее существовавшему  в рамках управленческой системы R - С финансовому балансу,  но и  бюджеты центров финансовой ответственности.   В разделе «финансовые показатели» наряду с  притоком и оттоком денежных средств  с учетом данных трансфертного окна добавляются такие показатели как остаток денежных средств по этому центру и  величины их притока и оттока,   виртуально заемных (в рамках единого юридического лица) денежных средств.

Эти данные позволяют  придать бюджетам большую финансовою самостоятельность, поскольку в этом случае  у центра финансовой ответственности появляются присущие самостоятельному предприятию показатели такие как остаток денежных средств, величины задолженностей.  В свою очередь этот фактор  раскрывает новые возможности для управленческого блока системы управления R – C в части создания эффективной  модели внутреннего предпринимательства центра финансовой ответственности основанной на использовании собственных  денежных средств.

В предложенном в таблице 1 варианте  трансфертного окна выделены три центра доходов – СОВ, Цех 1, Цех 3 и центр затрат ЗУ. Консолидирующим, виртуальным центром является –  Ц.Казначейство. Как отмечалось выше, этот центр реально не существует и выделен исключительно в целях управления и учета.  По нему отражаются данные по расчетному счету предприятия, который с точки зрения центров является для них  вышестоящим финансовым  органом, консолидирующим и перераспределяющим  генерированные центрами финансовые потоки.
В финансовом балансе на январь в   столбцах   прихода и расхода денежных средств, сгруппированы данные  из вышестоящих разделов финансового баланса по планам прихода и расхода денежных средств соответствующих центров. В столбце «чистый денежный поток»  представлены плановые и фактические, в том числе нарастающим итогом с начала года, значения чистого денежного потока (приток и отток). Например,  по центру доходов СОВ  плановый приход денежных средств составляет  2196 т. руб,  расход 1252,9 т. руб., соответственно положительный  чистый денежный поток   943,1 т. руб., который отражается в столбце приток ().   Фактическое значение этого показателя по январю составило 1197,1 т.руб. Отток денежных средств  ()    запланирован в силу его  специфики  по центру затрат  ЗУ в  размере  2900,7 т. руб.

В графе  «Характеристика денежного потока за текущий месяц» отражаются итоговые характеристики денежного потока.  Плановый остаток денежных средств по Ц. казначейству  на конец января с учетом фактического остатка составляет 3839,2 т. руб. (1774,2 + 2065,0),   фактический  2613,8 т. руб. (1774,2 + 839,6).    Таким образом, чистый денежный приток по январю оказался меньше запланированного.  Из данных таблицы  выявляются степень влияния центров на снижение фактического чистого денежного потока  и  сведения о  том,  что  денежные средства какого центра и в какой степени формируют остаток средств, находящихся на  итоговом расчетном счете виртуального центра  Ц. Казначейство.

В февральском финансовом балансе зафиксирован  отрицательный чистый денежный поток   (- 1222,8 т. Руб.),   который образовался за счет центров  Цех 1 и Цех 3.  При этом  в отличие от предыдущего  месяца  по этим центрам  чистый денежный поток составил отрицательные величины, что свидетельствует о том, что часть затрат этих центров в этом месяце  профинансирована за счет положительного чистого денежного потока другого центра.    Нарастающим итогом по двум месяцам  центр Цех  3 сохранил положительный денежный поток  в размере  201 т. руб. в отличии от центра Цех 1, который  по итогам работы двух месяцев имеет отрицательный чистый денежный поток в размере 76,9 т.  руб.  Эти средства в рамках системы трансфертного окна являются виртуально заемными у виртуального центра  Ц. Казначейство.   Фактический остаток денежных средств составил 1391 т. руб. (2613,8 – 1222,8).   Нарастающим итогом  с начала года  уменьшение  фактического остатка денежных средств по предприятию  составило  383,0 т. руб.

В финансовом балансе за март  отставание от запланированных объемов поступлений денежных средств по центрам Цех 1 и Цех 3  продолжилось, в результате чего чистый денежный поток является отрицательной величиной  в размере  542 т. руб. В  результате объем заемных средств по этим центрам увеличился до 716,9 т. руб., что привело к уменьшение фактического  остатка до 848,7 т. руб.  С  начала  года  отток денежных средств по виртуальному центру Ц. Казначейство составил  925,2 т.  руб.

Необходимо отметить, что  само по себе изменение остатка денежных средств не является предметом анализа системы трансфертного окна. Это субъективная величина, которая не является показателем эффективности деятельности предприятия или группы предприятий.

В данном случае анализу подвергается  колебания чистого денежного потока в результате финансово-хозяйственной деятельности   центров финансовой ответственности (предприятий в случае с холдинговой компанией).   Анализируется    движение денежных потоков генерированных   центрами – участниками   как по сравнению  с  плановыми  величинами,  так и по перекрестному финансированию их  Казначейством.

По приведенным в таблицах данным  подсчитаем чистый денежный поток за первый квартал по принципу сумма ежемесячных притоков минус сумма ежемесячных оттоков.  (2083,7 + 1593,1 + 1553,2) – (1244,1 + 2815,9 + 2095,2) =  - 925,2 т. руб. В итоговом  выражении  5230 – 6155,2.   В мартовском финансовом балансе в столбце «факт с начала года»  денежный поток нарастающим итогом сформировался с притоком  4288,4 т. руб. и оттоком   5213,6 т. руб.  с отрицательной разницей  925,2 т. руб.  Денежный поток нарастающим итогом меньше подсчитанного простым сложением на  941,6 т. руб. по притоку и оттоку соответственно (5230 – 4288,4 и  6155,2 – 5213,6).  Полученная разность представляет собой материал для анализа колебаний денежного потока, поскольку характеризует  величины  оттока денежных средств за счет деятельности конкретных центров.   Эти величины являются в  рамках  системы трансфертного окна  заемными средствами и подлежат дальнейшей компенсации заемщику в данном случае Ц. Казначейству, которое финансирует расходы центра затрат и недостаток (в виде оттока) собственных денежных средств центров доходов за счет притока средств по одному из них.

По сравнению с ранее существовавшей  в новой версии финансового баланса, приведенной в таблицах 1, 2, 3, в доходной  части  появилась строка  – внутренний займ.  Эта сумма не отражается  в бухгалтерском учете предприятия, не включается в итоговую сумму дебиторской и кредиторской задолженностей  и введена исключительно в целях управленческого учета. Это внутренний механизм регулирования,  который позволяет  контролировать величину денежных средств ранее под давлением неблагоприятных экономических обстоятельств направленных на финансирование оборотных расходов.  Соответственно при нормализации  обстановки эти средства должны быть выведены из оборота и использованы  целевым образом.  Эта величина является справочной,  применяется  больше  «для памяти».   Использование этого механизма позволяет усилить самоконтроль для распорядителя финансов, принуждает обходиться нормативным значением оборотных средств.  Физически  эта сумма  представляет собой часть остатка денежных средств, которая как отмечалось выше, выведена из оборотных средств и соответственно должна быть направлена посредством  соответствующих разделов оплат на финансирование целевых расходов.  К таким расходам может относиться и дополнительное финансирование оборотных средств в  случае увеличения их нормативного значения.  

Для удобства работы с финансовым балансом предусмотрены столбцы и строки, фиксирующие фактические показатели поступления и расходования денежных средств  в разрезе  каждого центра  и раздела оплат. Эти данные  являются  необходимыми для  заполнения соответствующих разделов в  бюджетах центров финансовой ответственности  управленческого блока системы управления предприятием  R – C.

Поставщиками данных  для заполнения    финансового баланса,  как и в существовавшей ранее версии являются  информационно-аналитические регистры  финансового блока системы управления  реестры 1 и 2  на  основании  кодировки входящих и исходящих  денежных потоков.  Общая настройка  системы управления  на текущий год, синхронизация  входящих и исходящих  финансовых   потоков предприятия в целом  осуществляется при помощи  схемы 92 – схема источников и движения денежных потоков. Для  уточнения  периодических настроек системы управления необходимо разрабатывать схему 92  по каждому центру финансовой ответственности.  Учитывая, что это достаточно трудоемкий процесс практическое воплощение этой задачи можно обеспечить за счет  использования управленческой идеологии R – C  в качестве базовой для  применяемых на предприятии  информационных систем.