«УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГРУППЫ»
ООО Инновационно-консалтинговая компания «ГЕО»

Офис в г. Уфа:
450001, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Бессонова, 2Б,
тел/факс: 8 (347) 223-84-05
сот.тел.: 8-9374729570
e-mail: cons@russian-cost.ru
сайт: www.russian-cost.ru



тел/факс: (347) 223-84-05, сот.тел.: 8-937-4729570
Публикации :: «Республиканское агентство прямого инвестирования реального сектора» (РАПИРС)
1. Показания к организации

В настоящее время республиканскими органами власти и управления осуществляется работа по поддержке малого и среднего бизнеса, активизации инвестиционного процесса. Однако, используемый в настоящее время набор средств поддержки малого и среднего бизнеса (соответственно и инвестиционного процесса) недостаточно эффективен.

В частности наиболее популярная программа - субсидирование бизнеса на начальной стадии. Согласно общедоступной статистики 90 % созданных предприятий прекращают свою деятельность в первый год функционирования, а из оставшихся 90 % в последующие три. С учетом этого можно определить эффективность использования выданных средств. Какой реальный бизнес можно организовать на 300 т. рублей, даже с учетом собственных вложений в объеме 25 %, кроме (в лучшем случае) обеспечения собственной занятости.

Следующим по объему финансирования средством поддержки является субсидирование процентной ставки, страховых взносов, лизинговых платежей, затрат на ярмарки, выставки. По существу для бизнеса - это «подарочные» или неожиданные деньги, поскольку приведенные расходы были заранее спланированы и соотнесены с ресурсами, имевшимися в распоряжении предприятия на момент совершения операций.

Гарантийный фонд, лизинговый фонд, микрофинансирование. По существу эти инструменты не особо отличаются от традиционных источников, которые предоставляют банки, лизинговые и иные компании. Это не те инструменты, которые смогут кардинально решить проблему. Возможности венчурного финансирования также ограничены, поскольку такое финансирование ограничено узким набором видов деятельности, наличием иных специфических требований, значительными временными лагами по оформлению документов.

В результате с одной стороны имеется большое количество пустующих помещений, простаивающего оборудования, а другой стороны малый и средний бизнес, который разоряется, потому что не имеет возможности заплатить за аренду помещений, оборудования, не имеет абсолютно никакой поддержки со стороны местных администраций, а также предприниматели, которые не могут осуществить проекты из за отсутствия сравнительно небольших денег.

Ситуация на рынке сегодня такова, что, частные инвесторы стараются отсидеться в рыночных нишах с относительно безрисковыми вложениями. Банки ориентируются на короткие деньги с аннуитетами с первого же месяца выдачи кредита и не развивают рынок проектного финансирования (кстати, все равно даже под такие кредиты требуется залог). В последнее время приходилось неоднократно обращаться с просьбой к банкам проинвестировать интересные инвестиционные проекты под залог доли в бизнесе, с более чем годовой отсрочкой начисления процентов. Да, проекты нравятся, но, по крайней мере, в этом году заниматься ими банки желания не высказывали.

Перспективная форма коллективных инвестиций - фонды прямых инвестиций в отличие от фондов портфельных инвестиций не получила массового распространения на постсоветском пространстве.

Основными причинами является недостаток квалифицированных специалистов, устойчивые темпы роста на фондовых рынках и рынках коммерческой недвижимости.

В настоящее время с учетом проблем фондового рынка, развития корпоративной культуры специалисты прогнозируют бум создания фондов прямых инвестиций и переток на этот относительно безрисковый рынок капиталов с фондового рынка.

Основными предпосылками для этого являются:

- недооценка активов, особенно в регионах;
- рост корпоративной культуры;
- недостаточный уровень менеджмента в реальном секторе экономики;
- трудности в получении кредитных ресурсов;
- относительная безрисковость прямых инвестиций;
- проблемы на рынке коммерческой недвижимости.


В настоящее время на постсоветском пространстве действуют порядка 50 – 70 фондов прямых инвестиций, из них 15 функционируют в форме Закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ). Подавляющее большинство это западные фонды, фонды созданные крупнейшими российскими структурами, а также отдельными сверхбогатыми предпринимателями.

В России отсутствует адекватное законодательство по фондам прямых инвестиций. С учетом этого в основном фонды формируются двумя способами. Первый - это создание ЗПИФ с управляющей компанией. Второй в виде зарегистрированных в оффшорах партнерств, которые также управляются управляющими компаниями. Деятельность ЗПИФ-ов регулируется Федеральным законом «Об инвестиционных фондах». Законом и подзаконными актами установлены жесткие требования к ЗПИФ и управляющим компаниям. Управляющая компания имеет ограничения по деятельности, поскольку исключительным ее видом является деятельность на рынке ценных бумаг. Участниками ЗПИФ могут быть только квалифицированные инвесторы. Такие фонды не имеют право инвестировать в ООО, а имеют право работать только с акционерными обществами. Управляющая компания не может быть учредителем инвестируемой компании.

Фонды прямых инвестиций, созданные вторым из отмеченных выше способом, также имеют ряд аналогичных ограничений деятельности. Такие фонды, как правило, более крупные. Сумма привлекаемых средств от 2500 т. руб. и выше.

Несмотря на определенные отличия фондов, их деятельность строится на похожих принципах. Фонды инвестируют в благополучные компании с устойчивым менеджментом и репутацией. Управление осуществляется преимущественно через представительство в советах директоров.

С учетом вышеизложенного вне деятельности фондов остаются неквалифицированные инвесторы, которые желают вложить деньги в фонд прямых инвестиций, напрямую контролировать их использование, а также обеспечивать прирост своих вкладов без ограничений, действующих в отношении «классических» фондов.

За последние годы в Республике Башкортостан создано достаточное количество субъектов инновационной и инвестиционной инфраструктуры. Это технологические и индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий. Однако их создание не принесло ярко выраженного ускорения инвестиционному процессу в республиканской экономике, развитию малого и среднего бизнеса. Основной причиной этого является тот факт, что со стороны государства не осуществляется их государственная финансовая поддержка, а деятельность не соотнесена с выделением средств поддержки малого и среднего бизнеса. Таким образом, эти перспективные образования остаются на общих основаниях с предпринимателями, которые сдают помещения в аренду бизнесу без создания каких либо дополнительных условий для их развития.

В то же время, как отмечалось, есть государственные деньги, которые выделяются на поддержку малого и среднего бизнеса и выделение которых никоим образом не соотнесено с развитием и функционированием уже формально созданных субъектов инновационной инфраструктуры.

Таким образом, создание РАПИРС дает возможность за счет концентрации ресурсов государства и бизнеса организовать эффективную инвестиционную деятельность, которая включает в себя выделение средств государственной поддержки, привлечение средств частных инвесторов, банков, согласование планов развития отраслей экономики Республики Башкортостан с финансированием этих процессов. Неотделимой частью этой деятельности станет также создание и удовлетворения внутриреспубликанского спроса, привлечение внешних (нереспубликанских) инвесторов, эффективная структуризация реального сектора республиканской экономики.


2. Организационный план

Организационно-правовая форма агентства – открытое закрытое акционерное общество. В соответствии со статьей 7 пункт 4 федерального закона от 25.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту – ФЗ «Об АО») общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации могут быть только открытыми.

Выбор организационной формы определяется наличием приведенных ниже этапов развития РАПИРС в частности осуществления дополнительных эмиссий акций, иных ценных бумаг.

Вместе с тем функционирование общества, достижение его целей требует ввода ограничений на свободное отчуждение акций общества, что необходимо в целях отсечения спекулянтов, сохранения относительно длительного срока нахождение средств в уставном капитале, привлечения целевых акционеров. Изложенное достигается за счет предусмотренного статьей 32.1. ФЗ «Об АО» акционерного соглашения, которым признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. По акционерному соглашению его стороны обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав.

Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.

С учетом целей и перспективы создания и развития РАПИРС определены следующие этапы организации РАПИРС.

Этап 1. Создание открытого акционерного общества – «Республиканское агентство прямого инвестирования реального сектора «РАПИРС» путем учреждения осуществляется по решению единственного учредителя Республики Башкортостан в лице Министерства земельных и земельных отношений. Размер уставного капитала – 600 млн. рублей. Согласно статьи 34 ФЗ «Об АО» акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. В данном случае необходимо предусмотреть срок оплаты акций учредителем 4 месяца.

Не менее 50 процентов акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.

С учетом вышеизложенного Республика Башкортостан оплачивает при государственной регистрации 300 млн. рублей, что соответствует оплате 50 % уставного капитала акционерного общества. Тем самым выдерживаются требования законодательства и общество признается состоявшимся.

В случае неполной оплаты акций в течение срока, установленного в течении 4 месяцев, право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу. В этом случае в течение одного года с момента их приобретения общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала или в целях оплаты уставного капитала на основании решения совета директоров общества реализовать приобретенные акции по цене не ниже их рыночной стоимости.

Таким образом на балансе РАПИРС в течении 8 месяцев будут находиться акции на общую сумму 300 млн. рублей, которые должны быть реализованы в течении этого срока. Среди потенциальных приобретателей этих акций банки, частные инвесторы, промышленные предприятия, муниципальные образования и так далее. Дополнительным стимулом для приобретения акций РАПИРС банками, инвестиционными компаниями будет являться тот фактор, что в отличии от них РАПИРС основана на механизме последующего контроля за эффективностью использования инвестированных средств в том числе за счет возможностей государственного и общественного контроля. В случае если эти акции в течении установленного срока реализованы не будут то происходит уменьшение уставного капитала, который составит в этом варианте 300 млн. рублей.

Этап 2. Регистрация дополнительного выпуска акций общества в объеме 300 млн. руб. для размещения их среди банков, крупных частных инвесторов, муниципальных образований, правительств других регионов. Конкретный объем эмиссии акций РАПИРС и собственно их количество будет определено исходя из спроса на акции со стороны участников инвестиционного рынка и населения.

Основой для формирования спроса на акции РАПИРС является отработанный на первом этапе функционирования общества механизм инвестирования и контроля средств, основанный на государственном и общественном контроле деятельности проинвестированных предприятий и проектов. В этом случае инвестирование средств РАПИРС по принципу – «лучше рынка» создаст предпосылки для размещения средств банков и частных инвесторов как альтернативу самостоятельному инвестированию собственных средств.

Этап 3. Осуществление выпуска облигаций с фиксированным процентом. Целью размещения является привлечение средств мелких вкладчиков как альтернативу банковским депозитам.


3. Основные направления инвестирования

Предварительная структура инвестирования средств РАПИРС следующая:

- до 20 % средств фонда венчурные инвестиции в компании, находящиеся на начальном этапе деятельности, вплоть до организации за счет средств фонда новых компаний под перспективную бизнес-идею;

- до 80 % средств в более зрелые компании, как под новые продукты, так и инвестирование в текущий бизнес компании с целью повышения ее капитализации.

На начальном этапе деятельности не может быть инвестировано более чем 80 % средств, привлеченных на этапе формирования уставного капитала.

Количество проектов по каждому из видов инвестирования не менее 5. Предполагается не ограничиваться конкретными отраслями. Срок инвестирования не более 3 – х лет. Возможно приобретение убыточных компаний с целью вывода последних из кризисного состояния за счет привлечения ресурсов, либо продажи активов компаний. Конкретные методы в отношении объектов инвестирования принимаются исходя из реальных условий, сложившихся на инвестируемом объекте. В целом можно определить потенциальные объекты для инвестирования в следующем виде:

- ряд небольших инновационных проектов с суммой вложений до 3-5 млн. руб. со сроками окупаемости до 2 лет, с перспективой перевода их дальнейшего финансирования из венчурной составляющей фонда;

- приобретение убыточных предприятий с целью их дальнейшей реструктуризации, продажи или перепрофилирования;

- приобретение зрелых предприятий, инвестирование в них;

- приобретение перспективных земельных участков с последующей перепродажей, либо организацией строительства;

- приобретение отдельных зданий, помещений;

- осуществление совместно со стратегическими инвесторами для последующей перепродажи им перспективных проектов с нуля;

- осуществление функций управляющей недвижимостью компании под профинансированную концепцию использования недвижимости

- приобретение предприятий составляющих единую технологическую цепочку, создание единой компании и последующая ее продажа с прибылью полученной за счет синергетического эффекта.

Одним из основных направлений деятельности управляющей дирекции РАПИРС совместно с органами государственной власти и управления Республики Башкортостан, администрациями городов и районов, представителями бизнес – сообщества должно стать не только инвестирование в предприятия и проекты, но и деятельность, направленная на создание контролируемого, предварительного спроса на свои же инвестиции.

Этого можно достичь за счет использования потенциала рынка B to B, рынка государственных закупок и розничных продаж. Предприятия республики потребляют значительное количество товаров, комплектующих, производимых вне Республики Башкортостан и которые вполне могут производиться республиканскими предприятиями и дать тем самым так необходимую загрузку малому и среднему бизнесу. Это же относится и рынку государственных закупок. Розничные сети, расположенные на территории республики, также не вполне лояльно относятся к местным производителям.

Вместе с тем вышеизложенные источники имеют возможность сформировать устойчивый, гарантированный спрос для республиканских предприятий, а главное, обеспечить достаточно безрисковые объекты вложений для РАПИРС.

Настоящим проектом предусмотрено привлечение целевых инвесторов которыми могут быть, например, местные органы самоуправления, отраслевые банки, государственные органы власти других регионов, общественные организации, другие фонды прямых инвестиций и так далее.

Предпосылками для этого является то, что механизм функционирования РАПИРС предусматривает использование внесенных целевыми инвесторами средств по указанным последними целям. То есть инвестор вправе установить ограничения по использованию его средств, например, только в определенных отраслях, либо ограниченных территориях и так далее. Такая функция создаст условия для привлечения средств в РАПИРС, в том числе и из-за пределов республики.

Осуществление функции определяется статьей 35 ФЗ «Об АО», которая предусматривает создание специальных фондов, а также возможностями статьи 34.1, предусматривающей акционерное соглашение, которое определяет специальные нормы осуществления полномочий между акционерами.


4. Методы обеспечения деятельности и контроля

Основой методологической базы функционирования РАПИРС на первом этапе его деятельности (100 % уставного капитала принадлежит Республики Башкортостан), предпосылкой для создания условий инвестирования «лучше рынка» является привлечение государственных ресурсов для контроля за использованием инвестированных средств.

После принятия решения об инвестировании средств непосредственный контроль за предприятием или проектом, создание «зеленого коридора» осуществляют:

- отраслевые министерства или ведомства;

- органы местной власти;

- ассоциации и союзы предпринимателей, торгово-промышленная - палата РБ.

Информация о том, что предприятие взаимодействует с РАПИРС должна в обязательном порядке размещаться на его фирменном бланке, а производственная деятельность освещаться государственными телеканалами, иными средствами массовой информации.

Необходимо установить, что финансово-хозяйственная деятельность предприятий, которые проинвестированны РАПИРС должна в обязательном порядке рассматриваться на коллегиях отраслевых министерств и ведомств, органов местного самоуправления. Соответственно оценка деятельности министерств, ведомств, органов местного самоуправления должна зависеть от итогов деятельности проинвестированных РАПИРС предприятий и проектов.

Необходимым условием деятельности РАПИРС является принятие кодекса корпоративной этики. В составе Совета директоров необходимо 50 % мест предоставить независимым директорам – представителям банков, управляющим наиболее успешных технологических и индустриальных парков, других субъектов инвестиционной инфраструктуры.

В составе Совета директоров должно функционировать не менее 3 комитетов по направлениям инвестирования средств. Решения комитетов будут являться обязательным условием для осуществления вложения средств в предприятие или проект.

1) Комитет по инвестированию агропромышленного комплекса. В компетенции комитета принятие решений по инвестированию объектов агропромышленного сектора. Осуществление контроля за ранее проинвестированными объектами. Согласование планов инвестирования агропромышленных предприятий с планами и программами развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан. Председатель комитета – член совета директоров РАПИРС заместитель Премьер – министра РБ по агропромышленному комплексу.

2) Комитет по инвестированию промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, строительства. Функции комитета те же, что и агропромышленного комитета. Согласование планов инвестирования промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, строительства с планами и программами развития соответствующих отраслей Республики Башкортостан. Председатель комитета – член совета директоров РАПИРС - заместитель Премьер - министра РБ по промышленности.

3) Комитет по инвестированию высоких технологий, IT, медицинских технологий, связи. Функции комитета идентичны функциям предыдущих комитетов. Согласование планов инвестирования высокотехнологичных предприятий, развития инвестиционной инфраструктуры, в том числе технологических парков, кластеров с планами развития соответствующих отраслей Республики Башкортостан. Председатель комитета – член совета директоров РАПИРС - министр экономики РБ.

Функционирование комитетов осуществляется на основании соответствующих положений, в которых прописывается регламент их деятельности, сроки принятия решений, объемы и структура подлежащих инвестированию средств, приведенных в пункте 3 настоящего резюме.


5. Деятельность исполнительного органа

Деятельность комитетов, которые возглавляются соответствующими заместителями Премьер – министра РБ, министром должна обеспечить направление средств сосредоточенных в РАПИРС по наиболее перспективным направлениям развития экономики Республики Башкортостан.

Исполнительный орган РАПИРС непосредственно осуществляет контроль за развитием проинвестированных предприятий и объектов, осуществляет представительство в органах управления предприятий. Учитывая инвестиционную направленность РАПИРС, ориентацию на увеличение размеров уставного капитала за счет дополнительных эмиссий, привлечение средств за счет облигаций формирование органов управления РАПИРС, уставные документы будут отличаться от обычного хозяйственного общества.

Деятельность исполнительного органа должна осуществляться в форме Исполнительной дирекции либо Правления, функциональные обязанности которого строго регламентированы уставом общества и контрактом с советом директоров общества, положением об исполнительном органе. Указанные документы должны в обязательном порядке включать в себя следующие положения:

- расходы на функционирование исполнительной дирекции РАПИРС не должны превышать 2 % от стоимости инвестиционного портфеля, который отражается по строке бухгалтерского баланса – «Долгосрочные финансовые вложения». Исполнительный орган обязан один раз в 6 месяцев осуществлять независимую оценку произведенных финансовых вложений. С учетом произведенной оценки определяется полугодовой лимит расходов исполнительного органа;
- распоряжение остальными средствами исполнительным органом осуществляется только с согласия соответствующих комитетов совета директоров, при этом должны предусматриваться максимальные сроки принятия решений по вопросам инвестиций.

В обязанности исполнительного органа должно входить самостоятельное изготовление бизнес-планов, инвестиционных меморандумов по перспективным проектам, также оказание платных услуг бизнесу по этим направлениям.

Залогом эффективной деятельности РАПИРС является его взаимодействие с органами государственной власти и управления, а также с потенциальными инвесторами. Для демонстрации возможностей такого взаимодействия ниже приводятся несколько возможных сценариев.

Сценарий 1.

Инвестором рассматривается вопрос об инвестировании строительства на территории республики крупного завода. Это обозначает гарантированный спрос для средних и малых предприятий, которые смогут осуществлять изготовление комплектующих, выполнение отдельных производственных и вспомогательных функций для основного предприятия.

В этом случае может быть осуществлен проект, который предусматривать финансирование со стороны РАПИРС под гарантированный спрос оснащение и размещение таких предприятий. Этот фактор приведет к значительному сокращению объема первоначальной инвестиции, что положительно повлияет на решение инвестора разместить производство на территории республики, в том числе и из-за выгоды, являющейся результатом осуществления совместного проекта.

Сценарий 2.

Имеется группа предприятий осуществляющих разные пределы единого интегрированного технологического процесса. Потребители продукции переделов находятся на территории республики. Предоставляется возможность провести переговоры с собственником группы технологического процесса, либо собственниками предприятий осуществляющих его отдельные переделы в целях финансирования за счет средств РАПИРС создания на территории республики альтернативного предприятия осуществляющего недостающий, а в идеальном варианте конечный технологический передел.

Сценарий 3.

Важное для республиканской экономики предприятие в силу ряда причин оказалось в состоянии банкротства. Появляется реальная угроза распродажи активов, оборудования (либо утилизация, либо демонтаж и вывоз за пределы республики), сокращение персонала. В этом варианте в процессе осуществления процедуры банкротства возможно за счет финансирования РАПИРС создание нового предприятия использующего технологическую и ресурсную базу предприятие-банкрота, обеспечение дальнейшей занятости его персонала.

В представленном проекте нецелесообразно приводить большее количество сценариев (их достаточно много) или вытекающих из них подсценариев деятельности РАПИРС, которые могут осуществляться во взаимодействии с государственными органами власти и потенциальными инвесторами.

Определяющим является то, что осуществление представленного проекта позволит задействовать, в настоящее время не используемый арсенал средств, позволяющих обеспечить развитие инвестиционного процесса, промышленного и интеллектуального потенциала республиканской экономики.